УПРОЩЕННЫЕ СПОСОБЫ ВЕДЕНИЯ УЧЕТА

« Назад

20.09.2015 09:10

16 ноября 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 04.11.2014 N 344-ФЗ, которым внесены поправки в Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете). Одно из изменений - расширение числа экономических субъектов, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая составление упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Какие это организации? В чем состоит упрощение?

 

Согласно новой редакции ст. 6 Закона о бухгалтерском учете упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая составление упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, вправе применять, если иное не установлено настоящей статьей, следующие экономические субъекты:

- субъекты малого предпринимательства (СМП) <1>;

- некоммерческие организации;

- организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".

--------------------------------

<1> Критерии отнесения коммерческой организации к субъектам малого предпринимательства перечислены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". Среди них - численность работников (не более 100 человек), выручка без НДС (не более 400 млн руб.).

 

Список организаций, которые не вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, состоит из 12 пунктов, среди которых назовем два:

- организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ (один из критериев - выручка более 400 млн руб.);

- жилищные и жилищно-строительные кооперативы.

Ранее вести бухучет в полном объеме были обязаны некоммерческие организации, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили 3 млн руб. Теперь такое ограничение снято. Поэтому ТСЖ с любым объемом поступлений за год вправе применять упрощенные способы ведения учета начиная с 16.11.2014.

Кстати, согласно ч. 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете руководитель экономического субъекта, который вправе применять упрощенные способы ведения учета в соответствии с данным Законом, может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

 

Упрощенная отчетность

 

В Письме от 27.12.2013 N 07-01-06/57795 Минфин России сообщил, что в настоящее время не утверждены соответствующие федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета, поэтому организации, руководствуясь ч. 1 ст. 30 Закона о бухгалтерском учете, вправе применять для составления упрощенной бухгалтерской отчетности формы, утвержденные Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н:

- СМП - формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах из Приложения 5;

- некоммерческие организации - формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств из Приложения 6.

Обратим внимание, что упрощение учета подразумевает составление отчетности в сокращенном составе: если для обычных компаний предусмотрено пять обязательных форм, то для СМП и некоммерческих организаций - всего две. В отчетности можно приводить информацию только по группам статей без детализации показателей по статьям (при этом данные об отдельных активах, обязательствах, доходах и расходах, необходимые для оценки финансового положения и финансовых результатов деятельности, приводятся обособленно). Упрощенная отчетность не подразумевает освобождения предприятия от обязанности представлять сравнительные показатели за предыдущие периоды.

СМП вправе раскрывать в отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для остальных экономических субъектов. Для этого в учетную политику для целей бухгалтерского учета следует ввести соответствующие условия. Итак, СМП могут не раскрывать в отчетности информацию:

- о связанных сторонах (п. 3 ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах", утвержденного Приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н). Под такой информацией понимаются данные об операциях с контролирующими или контролируемыми физическими и юридическими лицами. Раскрыть такую информацию обязаны СМП, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе;

- по сегментам (п. 2 ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам", утвержденного Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 143н). Исключение составляют СМП - эмитенты публично размещаемых ценных бумаг. Выделение сегментов - это выделение части деятельности организации, по которой могут быть сформированы финансовые показатели отдельно от других частей деятельности организации, например дифференцировать деятельность можно по продукции (работам, услугам), основным покупателям, географическим регионам, структурным подразделениям и пр.;

- о прекращаемой деятельности (п. 3.1 ПБУ 16/02 "Информация о прекращаемой деятельности", утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н). Исключением являются СМП - эмитенты публично размещаемых ценных бумаг. В рамках информации о прекращаемой деятельности в отчетности раскрываются данные об объектах бухучета, связанных с прекращаемой деятельностью после заключения договоров купли-продажи активов, без которых деятельность, выделяемая как прекращаемая, неосуществима, либо после доведения информации о прекращении деятельности до сведения лиц, чьи интересы будут непосредственно затронуты (акционеров, работников организации, поставщиков и др.).

Перечисленные бухгалтерские Стандарты распространяются только на коммерческие организации. Поэтому некоммерческие организации не должны руководствоваться ими вообще.

Кроме перечисленных моментов СМП разрешено:

- исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения годовой отчетности, без ретроспективного пересчета, включая прибыль или убыток от исправления ошибки в состав прочих доходов или расходов текущего периода (п. 9 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности", утвержденного Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н). Исключение - СМП, признаваемые эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. В общем случае подобные ошибки исправляются путем отнесения прибыли или убытка за счет нераспределенной прибыли (бухгалтерский счет 84) и ретроспективного пересчета показателей отчетности за год, в котором совершена ошибка (то есть сравнительные показатели должны быть такими, как если бы она не была допущена). Ретроспективный пересчет может быть весьма трудоемкой процедурой;

- отражать в отчетности любые изменения учетной политики перспективно, если иное прямо не установлено законодательством РФ о бухучете (п. 15.1 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н). Исключение составляют СМП - эмитенты публично размещаемых ценных бумаг. В общем случае изменения учетной политики должны отражаться ретроспективно, то есть сравнительные показатели отчетности за предыдущие годы должны быть представлены так, как если бы новый способ учета применялся в эти годы, за счет корректировки нераспределенной прибыли и связанной строки отчетности.

Особо следует подчеркнуть, что аналогичное право (не осуществлять ретроспективный пересчет) дано не только СМП, но и социально ориентированным некоммерческим организациям. Приказом Минфина России от 27.04.2012 N 55н сразу в несколько ПБУ были внесены изменения, согласно которым такие организации получили права на упрощение ведения бухучета, аналогичные правам СМП. Из определения социально ориентированных некоммерческих организаций, приведенного в Федеральном законе от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ясно, что ТСЖ не относятся к таковым. Можно ли распространить послабления, предусмотренные для социально ориентированной некоммерческой организации, на другие некоммерческие организации, в частности на ТСЖ? Вообще, социально ориентированные некоммерческие организации входят в число некоммерческих организаций, имеющих право на упрощенный бухучет, однако бухгалтерские стандарты, принятые до введения в действие Закона о бухгалтерском учете, предусматривают конкретные способы упрощения бухучета только для социально ориентированных организаций. Для иных организаций они не установлены. Тот факт, что Минфин в своем Письме рекомендовал всем некоммерческим организациям, имеющим право на упрощение учета, воспользоваться формами отчетности, утвержденными специально для социально ориентированных организаций, вовсе не говорит о том, что аналогичный вывод можно сделать в отношении способов ведения бухгалтерского учета. Поэтому в отсутствие каких бы то ни было разъяснений автор бы не рекомендовал ТСЖ составлять учетную политику, руководствуясь допустимыми упрощениями для социально ориентированных организаций.

 

Ключевой момент. В настоящее время нет оснований для распространения правил о бухгалтерском учете социально ориентированных некоммерческих организаций на остальные некоммерческие организации, в том числе на ТСЖ. Поэтому получается, что декларированные на уровне Федерального закона упрощенные способы ведения бухучета для многих некоммерческих организаций просто не предусмотрены.

 

Упрощенные способы ведения учета

 

СМП вправе руководствоваться нормативными документами, принятыми задолго до введения Закона о бухгалтерском учете, к примеру, Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н (далее - Типовые рекомендации), на которые, кстати, Минфин России сослался в Информации N ПЗ-3/2012 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства".

 

Сокращенный план счетов

 

В частности, в указанных Рекомендациях допускается использование Плана счетов, сокращенного следующим образом.

 

 

Российский План счетов

Сокращенный план счетов для СМП

Счет 07 "Оборудование к установке"

Счет 10 "Материалы"

Счет 10 "Материалы"

Счет 11 "Животные на выращивании и откорме"

Счет 20 "Основное производство"

Счет 20 "Основное производство"

Счет 23 "Вспомогательные производства"

Счет 25 "Общепроизводственные расходы"

Счет 26 "Общехозяйственные расходы"

Счет 28 "Брак в производстве"

Счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства"

Счет 41 "Товары"

Счет 41 "Товары"

Счет 43 "Готовая продукция"

Счет 51 "Расчетные счета"

Счет 51 "Расчетные счета"

Счет 52 "Валютные счета"

Счет 55 "Специальные счета в банках"

Счет 57 "Переводы в пути"

Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"

Счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

Счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами"

Счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям"

Счет 75 "Расчеты с учредителями"

Счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

Счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты"

Счет 80 "Уставный капитал"

Счет 80 "Уставный капитал"

Счет 82 "Резервный капитал"

Счет 83 "Добавочный капитал"

Счет 90 "Продажи"

Счет 99 "Прибыли и убытки"

Счет 91 "Прочие доходы и расходы"

Счет 99 "Прибыли и убытки"

 

 

Некоторые счета нет смысла объединять исходя из конкретных условий хозяйствования СМП, к примеру, может потребоваться отдельный учет общехозяйственных расходов (обособленный от учета всех остальных затрат на производство). Чтобы разработать рабочий план счетов для конкретного СМП, нужно оценить масштаб и характер его деятельности, понимая, что нет особого смысла сокращать количество синтетических счетов за счет увеличения субсчетов.

 

Упрощенные формы учета

 

Под формой бухучета понимают совокупность различных учетных регистров с установленными порядком и способом записи в них. Типовые рекомендации, датированные 1998 г., но исходя из позиции Минфина актуальные и сегодня, предлагают малым предприятиям два варианта:

- простая форма бухучета (без использования регистров учета активов);

- полная форма бухучета (с использованием регистров учета активов).

Однако ввиду того, что бухгалтерский учет ведется при помощи специализированных программных продуктов, а операций у УК, пусть и являющейся малым предприятием, достаточно много, в этой части Рекомендации применять нецелесообразно. По тем же причинам не подходит для управляющих организаций и ведение бухучета по простой системе, то есть без применения двойной записи. Согласно п. 6.1 ПБУ 1/2008 такое упрощение доступно микропредприятиям (с выручкой не более 60 млн руб. в год и численностью работников не более 15 человек) и социально ориентированным некоммерческим организациям.

 

Упрощение учета конкретных объектов

 

Перечислим остальные правила, дающие СМП возможность сократить трудозатраты на бухгалтерский учет. Они касаются учета конкретных хозяйственных операций.

Так, любой СМП вправе не применять ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", утвержденное Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н. Цель этого Стандарта - зафиксировать в учете и отразить в отчетности суммы, которые окажут влияние на величину налога на прибыль в последующие периоды, а также показать различие между налогом на бухгалтерскую прибыль и налогом, рассчитанным согласно Налоговому кодексу. Очевидно, что отказ от отражения разниц между бухгалтерским и налоговым учетом существенно сэкономит время и силы бухгалтера, поскольку их расчет весьма трудоемок. Но в этом случае налоговый учет ведется параллельно бухгалтерскому, поскольку из бухучета нельзя взять все данные, необходимые для исчисления налога на прибыль. Естественно, все сказанное актуально, если СМП является плательщиком налога на прибыль. Если же он применяет УСНО, ПБУ 18/02 его вообще не касается.

Оставшиеся способы упрощения бухучета доступны тем СМП, которые не являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. Очевидно, что к эмитентам предъявляются особые требования о полноте и достоверности отчетности, которыми нельзя поступиться.

Во-первых, СМП вправе признавать все затраты по займам прочими расходами (п. 7 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам", утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н). Все остальные организации включают затраты по займам также в прочие расходы по мере начисления процентов, за исключением случая, когда займы связаны с приобретением, сооружением или изготовлением инвестиционного актива. В этом случае проценты по займу включаются в стоимость такого актива. Под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление, в частности незавершенное строительство, которое в будущем будет принято к учету в качестве внеоборотных активов (в частности, основных средств, нематериальных активов).

Во-вторых, СМП вправе отражать все финансовые вложения по первоначальной стоимости (п. 19 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", утвержденного Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н). Остальные организации должны выделить финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, и корректировать их первоначальную стоимость по состоянию на конец отчетного года. СМП может избежать данной процедуры. Это выгодно, поскольку для проведения последующей оценки финансовых вложений нередко требуются специальные познания, которыми бухгалтер может не обладать. Дополнительно отметим, что исходя из требования рациональности Минфин разрешил СМП не отражать обесценение финансовых вложений в бухучете в случае, когда расчет величины такого обесценения затруднителен (об этом сказано в Информации Минфина России N ПЗ-3/2012).

В-третьих, СМП может не применять ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", утвержденное Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н (п. 3). Согласно этому Стандарту предприятия должны отслеживать определенные обстоятельства своей хозяйственной деятельности, которые порождают обязательства с неопределенными величиной и (или) сроком исполнения. В учете резервируются расходы на выполнение данного обязательства. В дальнейшем при фактическом возникновении расходов их сумма списывается за счет резерва. Примеры оценочных обязательств - обязанность оплачивать отпуска работников, обязанность проводить гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание проданной продукции, обязанность компенсировать убытки контрагента, заявившего судебный иск. В учете отражаются оценочные обязательства, а информация об условных активах и обязательствах лишь раскрывается в приложениях к отчетности, как правило, в текстовой форме. Раскрытие информации о таких объектах требует особого комплексного взгляда на деятельность компании, на перспективы рынка, использование статистической информации и иного накопленного опыта. Нередко бухгалтеру не под силу в одиночку справиться с этой задачей. Освобождение от обязанности применять ПБУ 8/2010 - хорошее подспорье для СМП.

В-четвертых, СМП вправе не применять ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", утвержденное Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н (п. 2.1). Этот бухгалтерский Стандарт требует, чтобы по подрядным договорам, сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы (либо в случае, если данные договоры длятся более одного года), доходы и расходы подрядчика определялись расчетным способом по состоянию на конец отчетного периода, несмотря на то что результаты работ еще не предъявлены к оплате заказчику. Здесь необходимо определиться с используемым расчетным методом, чтобы он был обоснованным, и непосредственно провести эти расчеты. Отказ от данной процедуры, как и от остальных процедур, названных выше, экономит затраты на учет.

Наконец, СМП может принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов. Сразу скажем, что нередко кассовый метод представляется бухгалтерам как способ упростить учет. Но если разобраться, то обычно получается наоборот. Подробнее о кассовом методе можно прочитать в N N 3, 4, 2013.

 

* * *

 

В данной статье мы рассмотрели, какие возможности дает законодательство некоторым категориям экономических субъектов в целях упрощения бухгалтерского учета. На деле вышло, что детально такие возможности описаны только для СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций. Для ТСЖ с любым объемом поступления денежных средств за отчетный год упрощенный бухучет пока лишь декларирован. Все, что можно сделать, - это составить отчетность за 2014 г. по упрощенным формам, приведенным в Приложении 5 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н. Дополнительное преимущество заключается в том, что председатель правления ТСЖ вправе законно принять ведение бухучета на себя.

 

Эксперт журнала

"Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение"

 

 

 

 

 



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Отзывы о нашей работе
смотреть все