РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ В ГИС ЖКХ

« Назад

07.11.2016 15:16

Наверняка почти все управляющие (и коммерческие, и ТСЖ) уже знают о существовании государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ), а некоторые уже даже разместили в ней определенную информацию о своей деятельности. В данной статье рассмотрим обязанности управляющих по раскрытию информации в системе, ответственность за их неисполнение.

 

Начнем с того, что весной многие УК получили Письмо Минкомсвязи России от 26.03.2015 N МЕ-П25-4860, в котором организациям, осуществляющим управление МКД на основании договора, было предписано в срок до 1 мая зарегистрироваться в ГИС ЖКХ с предупреждением о наложении штрафа в размере 30 000 руб. за неисполнение данной обязанности. Действительно ли такая обязанность существует? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к федеральному законодательству.

 

Что такое ГИС ЖКХ?

 

Принципы создания, эксплуатации и модернизации ГИС ЖКХ предусмотрены Законом N 209-ФЗ <1>. Понятие ГИС определено в п. 1 ст. 2 данного Закона. Это единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в МКД, работах по содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством. Закон N 209-ФЗ имеет целью создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, организаций исчерпывающей информацией о ЖКХ.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".

 

Планируется, что ГИС ЖКХ предоставит широкие возможности для осуществления взаимодействия между участниками рынка ЖКХ. В частности, посредством этой системы можно будет проводить общие собрания собственников помещений в МКД, собрания членов ТСЖ, заключать договоры управления МКД, предоставления коммунальных услуг, услуг по содержанию общего имущества, получать платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг и даже вносить соответствующую плату.

 

Интернет-ресурс. Сайт ГИС ЖКХ размещен по адресу: http://dom.gosuslugi.ru.

 

Обязанность УК размещать информацию в ГИС ЖКХ

 

В Законе N 209-ФЗ упоминается о вводе ГИС ЖКХ в эксплуатацию, но не расшифровывается, что следует понимать под этим действием. Одновременно установлены особые сроки возникновения у тех или иных субъектов обязанности по наполнению системы, то есть по размещению в ней разнообразной информации.

Согласно ч. 4 ст. 12 Закона N 209-ФЗ с 1 июля 2016 г., но не ранее ввода системы в эксплуатацию поставщики информации обязаны размещать в системе сведения, предусмотренные данным Федеральным законом. Под поставщиками понимаются субъекты, обязанные размещать информацию в системе в соответствии с законодательством. В силу ч. 18 ст. 7 Закона N 209-ФЗ к таковым относятся лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению МКД, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнения работ по ремонту общего имущества в МКД, по предоставлению коммунальных услуг.

 

Сведения о перечне домов в управлении УК

 

В случае если законодательством РФ для поставщиков информации установлен более ранний срок размещения информации в системе, поставщики обязаны размещать ее в ГИС ЖКХ в сроки, предусмотренные законодательством (ч. 4 ст. 12 Закона N 209-ФЗ). В частности, в соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона N 255-ФЗ <2> информация, указанная в ст. ст. 195 и 198 ЖК РФ, подлежит размещению в ГИС ЖКХ с 01.05.2015. Статья 195 ЖК РФ посвящена реестрам, которые органы власти ведут в связи с лицензированием деятельности по управлению МКД.

--------------------------------

<2> Федеральный закон от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в ЖК РФ, отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ".

 

А вот в ст. 198 ЖК РФ описан порядок размещения лицензиатом сведений об МКД, деятельность по управлению которыми он осуществляет. Согласно ч. 1 данной статьи такие сведения должны быть размещены лицензиатом на официальном интернет-сайте, который предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации (www.reformagkh.ru). В случае изменения перечня МКД в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления МКД лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. Получается, что одним Законом (Законом N 255-ФЗ) предусмотрено опубликование одной и той же информации на сайте www.reformagkh.ru и в ГИС ЖКХ.

Безусловно, Закон не содержит формулировок, однозначно и прямо указывающих на обязанность именно УК размещать в ГИС ЖКХ сведения о домах в управлении (конкретно такая формулировка не приведена). Поэтому некоторые эксперты полагают, что перечень МКД, находящихся под управлением лицензиата, размещать в ГИС обязаны органы госжилнадзора. С учетом системного анализа приведенных правовых норм мы не можем взять на себя смелость сделать именно такой вывод. Напротив, поскольку в ст. 198 ЖК РФ описана обязанность лицензиата по раскрытию определенной информации, это дает все основания полагать, что и в ГИС эти сведения должны размещать сами лицензиаты, а не органы госжилнадзора.

 

Ключевой момент. Требование о размещении в ГИС ЖКХ сведений о домах, находящихся в управлении лицензиата, с 01.05.2015 имеет приоритет над общим требованием о размещении информации в системе в силу прямого указания в ч. 4 ст. 12 Закона N 209-ФЗ.

 

Соглашения об опытной эксплуатации

 

Общий срок возникновения у УК обязанности размещать информацию в ГИС ЖКХ - 1 июля 2016 г. (но не ранее ввода системы в эксплуатацию). Между тем известно, что в большом числе субъектов РФ вводу системы в эксплуатацию будет предшествовать так называемая опытная эксплуатация ГИС ЖКХ. Согласно ч. 5, 6, 7 ст. 12 Закона N 209-ФЗ при заключении между субъектом РФ, Минстроем, Минкомсвязью и оператором системы (ФГУП "Почта России") соглашения об опытной эксплуатации системы на территории субъекта РФ:

- оператор системы обязан обеспечить возможность приема информации системой по истечении трех месяцев со дня вступления этого соглашения в силу, но не позднее 1 февраля 2016 г.;

- органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обеспечивают возможность передачи в автоматизированном режиме сведений, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, по истечении трех месяцев со дня вступления в силу данного соглашения, но не позднее 1 февраля 2016 г.;

- поставщики информации, осуществляющие деятельность на территории субъекта РФ, за исключением федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, обязаны размещать в системе информацию по истечении четырех месяцев со дня вступления соглашения в силу, но не позднее 1 июля 2016 г.

На сайте ГИС ЖКХ в специальной вкладке "Опытная эксплуатация ГИС ЖКХ" перечислены субъекты РФ, которые заключили соответствующие соглашения, однако информации о сроках вступления таких документов в силу нет. Автору удалось найти в Интернете тексты двух соглашений (по Ярославской и Самарской областям), они идентичны и определяют момент вступления самих соглашений в силу следующим образом: настоящее соглашение применяется с момента подписания и вступает в силу с момента размещения в ГИС ЖКХ информации в объеме, составляющем 20% от объема информации, подлежащей обязательному размещению в ГИС ЖКХ поставщиками информации, осуществляющими деятельность на территории субъекта РФ.

Таким образом, мало того что тексты соглашений зачастую недоступны управляющим МКД - определить момент возникновения обязанности по размещению информации в системе самостоятельно невозможно. Предположим, что органы власти субъекта РФ или оператор системы объявят о дате вступления соглашения в силу, чтобы УК смогли отсчитать четыре месяца.

 

ГИС ЖКХ Vs www.reformagkh.ru

 

Обязанность управляющей организации обеспечить свободный доступ к информации о конкретных показателях деятельности по управлению МКД, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731, установлена ч. 10 ст. 161 ЖК РФ.

Одновременно в ст. 161 ЖК РФ Законом N 263-ФЗ <3> была введена ч. 10.1, согласно которой управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к той же самой информации посредством ее размещения в ГИС ЖКХ. Состав, а также порядок, сроки и периодичность размещения в системе сведений о деятельности по управлению МКД устанавливаются Минкомсвязью совместно с Минстроем.

--------------------------------

<3> Федеральный закон от 21.07.2014 N 263-ФЗ.

 

Согласно ч. 4 и 5 ст. 6 Закона N 263-ФЗ положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ действуют до 1 июля 2016 г. и не применяются на территориях субъектов РФ, заключивших соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ, по истечении четырех месяцев после дня вступления в силу таких соглашений. Соответственно, по истечении четырех месяцев со дня вступления в силу рассматриваемых соглашений и до 1 июля 2016 г. ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ применяется только на территориях субъектов РФ, заключивших соглашения. После 1 июля 2016 г. данные положения будут действовать повсеместно.

Иначе говоря, с даты, когда у УК возникает обязанность размещать информацию в ГИС ЖКХ (по истечении четырех месяцев с даты вступления в силу соглашения об опытной эксплуатации системы либо с 1 июля 2016 г.), больше нет необходимости раскрывать информацию в целях соблюдения соответствующего Стандарта.

Интересная ситуация сложилась в отношении лицензионных требований. Как известно, соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ, рассматривается как лицензионное требование (п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ). Несмотря на то что Законы N N 263-ФЗ и 209-ФЗ, а также Закон N 255-ФЗ, установивший основы лицензирования деятельности по управлению МКД, датированы одним числом, наблюдается пробел в правовом регулировании. С даты возникновения у УК обязанности размещать полную информацию о своей деятельности в ГИС ЖКХ в отношении такой УК перестает действовать ч. 10 ст. 161 ЖК РФ. Значит, одним лицензионным требованием становится меньше. По существующей логике размещение информации в системе также должно стать лицензионным требованием.

 

Административная ответственность за неразмещение информации

в ГИС ЖКХ

 

Определенные пробелы есть и в нормах, устанавливающих административную ответственность за нарушение требований к раскрытию информации об управлении МКД. Так, с 01.05.2015 утратила силу ст. 7.23.1 КоАП РФ, по которой управляющие организации штрафовали за нарушение установленных Стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, а также за раскрытие информации не в полном объеме либо предоставление недостоверной информации.

Действительно, сейчас требования к раскрытию информации, в соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ, отнесены к лицензионным требованиям, за нарушение которых предусмотрены особые меры ответственности. Однако в ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований, есть оговорка: "кроме случаев, предусмотренных ст. 7.23.1 настоящего Кодекса". Пока ст. 7.23.1 КоАП РФ действовала, приведенная норма толковалась однозначно. С удалением ст. 7.23.1 из Кодекса нельзя исключить диаметрально противоположные варианты толкования ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ правоприменителями. Нам ближе позиция, согласно которой состав правонарушения должен быть четко описан в законодательстве и формулировки закона не должны вызывать разночтений, соответственно, ответственности за нарушение Стандарта раскрытия информации начиная с 01.05.2015 не должно быть.

Одновременно с утратой силы ст. 7.23.1 КоАП РФ в Кодекс была введена новая ст. 13.19.2, предусматривающая административную ответственность за неразмещение информации в ГИС ЖКХ, нарушение порядка, способов и (или) сроков размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации. Для юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению МКД, ч. 1 данной статьи предусматривает штраф в размере 30 000 руб., о котором, видимо, и говорилось в Письме Минкомсвязи России N МЕ-П25-4860, с которого была начата статья. Вместе с тем административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Пока законом не установлена обязанность того или иного лица соблюдать определенные требования, за нарушение которых предусмотрена ответственность, действие (бездействие) является не противоправным, а, наоборот, правомерным, поэтому применение мер административной ответственности невозможно. Таким образом, важно установить, с какой даты УК обязаны размещать информацию в ГИС ЖКХ.

Что касается ответственности за неразмещение в системе перечня МКД, находящихся в управлении лицензиата, необходимо отметить, что вина является обязательным условием привлечения лица к административной ответственности. Так, в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Известно, что многие управляющие не могут разместить список МКД в ГИС ЖКХ по техническим причинам. В этом случае УК целесообразно обращаться за помощью в службу технической поддержки, властные инстанции и фиксировать данные обращения и ответы на них, поскольку они могут стать доказательством невиновности.

Здесь же следует сделать ремарку насчет включения обязанности размещать информацию в ГИС ЖКХ в состав лицензионных требований. Если это произойдет, нужно ожидать либо отмены ст. 13.19.2 в отношении лицензиатов, либо введения в ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ исключения со ссылкой на ст. 13.19.2 КоАП РФ (как это сделано сейчас в отношении ст. 7.23.1).

 

Особо о внесении платы за ЖКУ

 

Среди прочей информации, которая должна быть размещена в ГИС ЖКХ, названы:

- платежные документы;

- информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг <4>.

--------------------------------

<4> Такой информацией являются сведения о начислениях в ГИС ЖКХ, сведения из платежного документа, направленного потребителю по электронной почте или полученного посредством информационных терминалов. То, что под системой в ЖК РФ понимается именно ГИС ЖКХ, следует из п. 9 ст. 2 Кодекса.

 

Основание - ч. 2.1 ст. 155 ЖК РФ, раскрывать данные сведения необходимо в срок, предусмотренный ч. 2 указанной статьи (это срок, установленный для представления платежных документов собственникам помещений), то есть в общем случае не позднее 1-го числа месяца, следующего за расчетным. В законе отсутствуют какие-либо специальные сроки возникновения обязанности по размещению данной информации в ГИС ЖКХ, значит, действуют общие правила: с 1 июля 2016 г. либо по истечении четырех месяцев с даты вступления в силу соглашения об опытной эксплуатации системы на территории конкретного субъекта РФ.

Примечательно, что при несоответствии цифр, указанных в платежном документе (в том числе в электронной форме) и ГИС ЖКХ, предпочтение отдается последним: в силу п. 2.3 ст. 155 ЖК РФ достоверной считается информация, размещенная в системе.

Кроме того, Законом N 263-ФЗ в ст. 155 ЖК РФ было введено еще одно очень важное правило, в результате чего управляющий МКД крайне заинтересован в своевременном размещении информации о размере платы в ГИС ЖКХ (ч. 2.2). Так, в случае неразмещения платежных документов и информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в системе в срок, предусмотренный ч. 2 настоящей статьи, граждане и организации вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, в котором были размещены платежные документы и указанная информация в системе. Таким образом, независимо от направления потребителям платежных документов (в том числе по электронной почте) они не обязаны вносить плату до появления в ГИС ЖКХ соответствующей информации. Подтверждение сформулировано в ч. 8 ст. 12 Закона N 209-ФЗ: с 1 января 2017 г., если в системе не размещена информация о размере платы, платежный документ считается непредставленным (последствие - невозможность определения периода просрочки для взыскания пеней).

Принцип, закрепленный в ч. 2.2 ст. 155 ЖК РФ, начинает действовать:

- с 1 января 2017 г. - повсеместно;

- по истечении четырех месяцев после дня вступления в силу соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ до 1 января 2017 г. - на территории соответствующего субъекта РФ.

Помимо перечисленного заслуживают внимания еще два момента.

Во-первых, согласно ч. 23 ст. 7 Закона N 209-ФЗ в качестве поставщиков информации для ГИС ЖКХ рассматриваются банки, иные кредитные организации, организации федеральной почтовой связи, органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством РФ, в том числе производящие расчеты в электронной форме, а также иные органы или организации, через которые производится внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе в электронной форме. Все перечисленные лица имеют бесплатный доступ к информации, содержащейся в ГИС ЖКХ и необходимой для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и обязаны незамедлительно размещать в системе сведения о внесении данной платы. Таким образом, ГИС ЖКХ будет содержать актуальную информацию о состоянии расчетов потребителей за жилищно-коммунальные услуги. Эта обязанность возникает опять-таки по общим правилам - с 1 июля 2016 г., за исключением компаний, осуществляющих деятельность на территории региона, эксплуатирующего ГИС ЖКХ в опытном порядке (для них - по истечении четырех месяцев с даты вступления соглашения в силу).

Во-вторых, в ч. 17 ст. 155 ЖК РФ закреплена возможность вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги с использованием ГИС ЖКХ.

 

* * *

 

Постепенно ГИС ЖКХ должна прийти на смену официальному сайту для раскрытия информации об управлении МКД (www.reformagkh.ru) и будет содержать гораздо более широкие возможности для пользователей.

Законом не предусмотрен штраф за отсутствие регистрации УК в ГИС ЖКХ. Административная ответственность в виде штрафа в размере 30 000 руб. будет применена в отношении УК, не разместившей необходимую информацию в системе в общем случае начиная с 1 июля 2016 г., а при подписании соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ на территории региона - по истечении четырех месяцев со дня вступления в силу данного соглашения. При этом состав, порядок, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению МКД в настоящее время не утверждены.

Исключение - сведения о перечне домов, находящихся в управлении лицензиата. Эта информация должна быть актуальной начиная с 01.05.2015 в любом случае. Если будет установлена вина УК в отсутствии таких сведений в ГИС ЖКХ, на компанию будет наложен административный штраф.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Отзывы о нашей работе
смотреть все