Обращение к коллегам из всех регионов России коллективно поддержать требования о прекращении практики неправомерных притязаний инспекций ФНС в части налогообложения квартплаты, как надуманных якобы «доходов» таких некоммерческих жилищных объединениях граждан как ТСЖ/ТСН/ЖСК

« Назад

16.11.2017 10:01

Не допустим дестабилизацию деятельности жилищных объединений

Материал подготовлен Координационным советом общественной некоммерческой организации «Мурманская Ассоциация представителей объединений собственников помещений МКД»

 

 

В чём разночтение и недопонимание между налоговиками и сообществом жилищных объединений, что говорит судебная практика?

Как известно, в соответствии со ст. 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения налогом на прибыль организаций для российских организаций являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определенных в порядке, установленном главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, и в этом у сообщества жилищных объединений и у ФНС разночтений нет. Всё упирается в трактовку иными идеологами ФНС термина «доход» таких некоммерческих организаций как ТСЖ/ЖСК.

ТСЖ/ЖСК справедливо и адекватно считают «доходами» дополнительные средства, полученные, например, от сдачи в аренду общего имущества или конструкций МКД, и возможно с реализации каких-либо дополнительных услуг населению не входящих в смету (тариф) на работы по содержанию и ремонту, выполняемых за отдельную плату непосредственно штатными работниками ТСЖ/ЖСК, если разумеется таковые работники и услуги в ТСЖ имели место быть.

Налоговики же в своих письмах, не взирая на логику и природу таких НКО как ТСЖ/ЖСК, из года в год как под копирку вещают, что якобы «средства, поступившие на р/с ТСЖ/ЖСК в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта МКД, а также в оплату коммунальных услуг, целевыми поступлениями (по их мнению) в смысле п. 2 ст. 251 Кодекса не являются».

В этом вольном трактовании инспекторами ФНС ст. 251 НК РФ и кроется камень преткновения, поскольку трактовка ФНС противоречит ч. 1 ст. 123.14 ГК РФ, ч. 5 ст. 155 и ч. 8 ст.156 ЖК РФ, ч. 2 ст. 151, ст. 153, ст. 137, 161, 162 ЖК РФ, противоречит аксиоме - «обязанность внесения коммунальных платежей возникает не в связи с членством в ТСЖ, а в связи с владением и пользованием общим имуществом в МКД».

Между тем, любому правоприменителю из положений НК РФ (п.1 п/п 14 ст. 251, п.2 ст. 251, п/п 7 п. 2 ст. 251, п.9 ст.251, ст.346.15, ст. 41) по совокупности ясно, что «использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям (ТСЖ/ЖСК) не являются по своей природе доходом и поэтому при определении налоговой базы не учитываются! Изложенное подтверждает адекватная судебная практика, приведём некоторые судебные акты и характерные выводы судов:

 

Судебный акт

Выводы из решений судов

Определение ВС РФ от 15.03.2016 № 307-КГ16-635 на Решение Арбитражного суда Мурманской обл. от 21.04.2015, Постановление 13-го арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 и Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.11.2015 по делу № А42-9863/2014 (ТСЖ на схеме УСНО)

Руководствуясь положениями ст. 137, 161, 162 ЖК РФ, статьями 249, 251 и 346.15 НК РФ, все суды пришли к выводу о неправомерном включении в состав доходов товарищества сумм, перечисленных собственниками помещений на проведение ремонта, капремонта общего имущества, для оплаты коммунальных платежей.

Доводы жалобы инспекции о том, что, средства, поступившие товариществу от собственников жилья в оплату коммунальных услуг, целевыми поступлениями не являются, в связи с чем, подлежат налогообложению в общем порядке, отклоняются как противоречащие п. 5 ст.155 ЖК РФ и п. 2 ст. 251 НК РФ

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.11.2016 по делу № А65-20030/2016 (ТСЖ, на схеме УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы»)

ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах своих членов. ТСЖ не оказывает своим членам посреднические услуги, которые формировали бы его выручку, что не вызывает необходимость заключения агентских или иных договоров с его членами.

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.01.2017 по делу № А27-20953/2016 (ТСЖ, на схеме УСНО с объектом налогообложения «доходы»)

Принимая коммунальные платежи, ТСЖ делает это не с целью извлечения дохода, а в целях удовлетворения потребностей собственников помещений в МКД. ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов. Обязательные платежи и взносы собственников помещений в МКД, используемые товариществом на оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также на оплату коммунальных услуг, являются целевыми поступлениями собственников помещений в МКД на содержание созданной им некоммерческой организации и ведение товариществом уставной деятельности по управлению комплексом недвижимого имущества и обеспечению эксплуатации данного комплекса.

Решение Арбитражного суда Московской области от 24.03.2017 по делу № А41-86032/16 (ТСЖ, находящееся на УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы»)

Взносы в ТСЖ – это предусмотренные законом обязательные платежи на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в МКД, которые имеют строго целевой характер и, следовательно, в силу п. 2 ст. 251 НК РФ не должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль

Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.05.2017 по делу № А43-4208/2017 (ТСН, находящееся на УСНО с объектом налогообложения «доходы»)

Законодатель разграничил УК, которая осуществляет деятельность по управлению МКД на профессиональной основе и получает за это вознаграждение, и ТСЖ, которое представляет собой объединение жильцов для управления МКД для удобства такого управления, и которое, будучи потребительским кооперативом, действует строго в интересах его членов, имеет только то имущество, которым наделили его участники, и выполняет, в частности, функции по сбору денежных средств и передаче их коммунальным и иным организациям без оплаты указанных услуг.

Денежные средства, перечисленные гражданами для оплаты коммунальных платежей и поступившие в РСО, не подлежат включению в состав доходов товарищества.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.09.2010 по делу N А27-3418/2010

Арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что правовое положение общества в части предоставления коммунальных услуг собственникам помещений соответствует правовому положению агента в правоотношениях между принципалом и агентом, агентом и третьими лицами, установленными гл. 52 ГК РФ, в связи с чем денежные средства, поступающие в оплату коммунальных услуг, не подлежат включению в состав доходов общества в соответствии со ст. 346.15, 251 НК РФ

 

Казалось бы – кому из служащих ФНС и чего тут может быть непонятного? Все Высшие суды России (см. Постановление Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 №57, Определение Верховного Суда РФ от 15.03.2016 № 307-КГ16-635, Постановление Конституционного Суда РФ № 23-П от 10.11.2016), давно разъясняют и подтверждают: ТСЖ/ЖСК являются социально ориентированными НКО, не имеющими своей целью извлечение дохода, эти НКО не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов собственников в МКД, поэтому неправомерно обязательные взносы на содержание и ремонт МКД и коммунальные платежи жителей МКД считать экономической выгодой ТСЖ и признавать доходом.

Среди своих поводов и «аргументов» для дестабилизации деятельности ТСЖ/ЖСК, инспекции ФНС не скрывая пропагандируют результаты рассмотрения арбитражного дела № А42-7042/2014, где сначала суд первой инстанции и апелляционный суд поддержали ТСЖ «Маяк» в том, что у него в принципе нет объекта обложения НДС и все поступления являются целевыми, но далее окружной суд отменил указанные судебные акты и впоследствии «по странному стечению» все три инстанции согласились с налоговиками, а Верховный суд вынес Определение от 24.01.2017 № 307-КГ16-5541 об отказе в рассмотрении кассационной жалобы от ТСЖ по формальным основаниям из-за просрочки подачи жалобы. Удивительно, но ФНС почему то воспринимает данное дело как возможную отмашку на фискальную компанию с требованием ко всем ТСЖ/ЖСК начислить и заплатить в бюджет налог 1% от всех поступлений в ТСЖ/ЖСК, в том числе и с квартплаты граждан.

В этой связи АС Республики Татарстан от 02.11.2016 в своём Решении по делу № А65-20030/2016 в пользу ТСЖ (применяемого УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы») принципиально указал ФНС (ответчику по делу), что «ссылка ответчика на практику Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по упомянутому делу № А42-7042/2014 не принимается судом, поскольку судебный акт в данном деле принят по конкретным обстоятельствам, которые не являются аналогичными обстоятельствам в рассматриваемом деле». Это стоит отметить, поскольку судья не повёлся на «запрещённый приём» представителя ФНС.

Чтобы очередная активизация неправомерных притязаний инспекторов ФНС по надуманным «доходам» в ТСЖ/ЖСК действительно не разрослась до повальной бесцеремонной компанейщины по запугиванию и «выкручиванию рук» и карманов граждан проживающих в МКД (в которых созданы ТСЖ/ЖСК), Мурманская ассоциация представителей объединений собственников помещений МКД по примеру коллег из Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Москвы также вынужденно обратилась к Президенту РФ, как гаранту соблюдения Конституции РФ, с просьбой вмешаться в данную ситуацию, с целью защитить законные права и интересы граждан, создавших в своих МКД ТСЖ/ТСН/ЖСК, чтобы довести до служащих ФНС требование о недопустимости «своевольно» трактовать квартплату жильцов как налогооблагаемый доход ТСЖ/ЖСК, поскольку практически всё, что поступает от собственников в ТСЖ/ЖСК – с точки зрения права, здравого смысла и логики это целевые и обязательные для всех жильцов МКД платежи, которые создают у ТСЖ/ЖСК встречные обязательства перед жильцами по использованию поступивших сумм строго по назначению, следовательно экономическая выгода/доход в этом случае не возникает. Надеемся, что наша аргументация будет понята и поддержана администрацией Президента России.

● Налоговики неправомерно используют применяемый к ТСЖ /ЖСК термин «исполнитель» как синоним производства коммунальных услуг. В то время как объект налогообложения возникает не в связи с «исполнением» работ и услуг, а в связи с их реализацией (продажей) в трактовке ст. 39 НК РФ. Но никакой продажи жителям МКД коммунальных услуг в деятельности ТСЖ и ЖСК нет, поскольку они не продают услуги, а оказывают их собственникам по их же поручению, за их же средства, в их же интересах.

● Коммунальные платежи, поступающие на расчетный счет ТСЖ/ЖСК, должны быть использованы строго по назначению, эти платежи не переходят в собственность ТСЖ/ЖСК, поэтому коммунальные платежи неправомерно рассматривать в качестве экономической выгоды ТСЖ/ЖСК. А раз нет экономической выгоды, то нет и дохода для целей налогообложения (ст. 41 НК РФ).

● Вся сумма коммунальных платежей предназначена для перечисления РСО, которые с этих средств и оплачивают налоги. И как после этого можно требовать, чтобы ТСЖ/ЖСК также оплачивали с этих же сумм налоги, допуская тем самым двойное налогообложение?

Требуя налог дополнительно ещё и с ТСЖ/ЖСК за тот же самый оборот платежей жильцов через р/счета ТСЖ/ЖСК, инспекторы ФНС умышленно или по недоразумению, но проявляют в таких случаях признаки административной коррупции в виде двойного налогообложения, что недопустимо для государственных служащих.

Если неправомерное надуманное фискальное давление на ТСЖ/ЖСК не прекратится, то оно либо разрушит эти НКО, либо приведёт к значительному и необоснованному повышению квартплаты жителей в МКД управляемых в форме ТСЖ/ЖСК. Полагаем, что, в случае такой политики ФНС в отношении ТСЖ/ЖСК, сфере ЖКХ будет нанесён огромный ущерб, искусственно созданная неправомерными притязаниями ФНС проблема формирует негативное отношение к государству и социальное напряжение, в то врем как ЖКХ и институт ТСЖ/ЖСК в частности, это одни из основ экономики и благосостояния общества.

Мурманская ассоциация предлагает коллегам из всех регионов России также коллективно поддержать требования о прекращении практики неправомерных притязаний инспекций ФНС в части налогообложения квартплаты, как надуманных якобы «доходов» таких некоммерческих жилищных объединениях граждан как ТСЖ/ТСН/ЖСК. Квартплата жителей не доход, а целевые средства на содержание МКД – и это аксиома!

 

 



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Отзывы о нашей работе
смотреть все