О ПРЕДСЕДАТЕЛЕ ПРАВЛЕНИЯ ТСЖ

« Назад

13.08.2013 23:09

Жилищный кодекс о правлении ТСЖ и его председателе

В первую очередь нужно понимать, что председатель правления ТСЖ не выступает в качестве единоличного исполнительного органа, он является одним из членов правления с несколько расширенными полномочиями. Ввиду того что председатель - это член правления, начнем со статуса правления товарищества.
Правление ТСЖ - это исполнительный орган, который подотчетен общему собранию членов ТСЖ и осуществляет руководство деятельностью товарищества (п. п. 1, 4 ст. 147 ЖК РФ). Правление избирается из числа членов ТСЖ на срок не более двух лет. Однако не каждый член ТСЖ может стать членом правления. Соответствующие ограничения перечислены в п. 3.1 ст. 147 ЖК РФ, вступившем в силу 25.06.2011. Членом правления товарищества собственников жилья не может являться лицо, с которым товарищество заключило договор управления многоквартирным домом, или лицо, занимающее должность в органах управления организации, с которой товарищество заключило указанный договор, а также член ревизионной комиссии (ревизор) товарищества. Член правления товарищества собственников жилья не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества.
Обязанности правления перечислены в ст. 148 ЖК РФ (перечень может быть расширен уставом ТСЖ). Как и любой исполнительный орган, правление среди прочего заключает договоры, нанимает работников, контролирует платежную дисциплину членов товарищества, организует их общие собрания. Именно правление ТСЖ распоряжается средствами товарищества, находящимися на расчетном счете в банке, в соответствии с финансовым планом ТСЖ (п. 4 ст. 151 ЖК РФ).
Кстати, согласно п. 7 ст. 148 ЖК РФ в обязанности правления входит ведение бухгалтерского учета и отчетности. Однако специальная норма (ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете") гласит, что ведение бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта, который обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Здесь отметим, что под руководителем экономического субъекта для целей законодательства о бухгалтерском учете следует понимать лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющего, которому переданы функции единоличного исполнительного органа. Это определение, к слову, созвучно определению руководителя организации, применяемому в трудовом законодательстве: согласно ст. 273 ТК РФ руководитель организации - физическое лицо, которое осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
Самое время перейти к полномочиям председателя правления. Повторим, что руководство деятельностью ТСЖ осуществляет правление, а главная задача председателя - обеспечить выполнение решений правления (п. 1 ст. 149 ЖК РФ). Для этого председатель в первую очередь имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для этих лиц обязательно (очевидно, что и контролировать выполнение таких указаний будет именно председатель правления). Если в обязанности правления входит заключение договоров о содержании общего имущества, значит, правление принимает решение о том, с кем и на каких условиях нужно заключить договор, а непосредственно подписывать текст соглашения будет председатель, поскольку он действует без доверенности от имени товарищества. То же самое с наймом работников: правление согласует штатное расписание (в соответствии со сметой) и, возможно, конкретного кандидата, а председатель подписывает с ним договор. Правление распоряжается денежными средствами ТСЖ (то есть принимает решение о направлении расходования и сумме), а платежные документы подписывает председатель. Правление, обязанное осуществлять контроль платежной дисциплины собственников помещений (п. 2 ст. 148 ЖК РФ), принимает принципиальные решения о методах борьбы с неплательщиками (например, о подаче исков в суд по отношению к конкретным должникам), а соответствующее указание штатному юристу дает председатель, он же подписывает иск и вообще представляет интересы ТСЖ в отношениях с третьими лицами (в силу того, что действует от имени ТСЖ без доверенности). Ведение бухгалтерского учета и отчетности, согласно п. 7 ст. 148 ЖК РФ, является обязанностью правления, однако по бухгалтерскому законодательству ответственность за организацию бухучета несет одно физическое лицо, которым и является председатель (лицо, ответственное за ведение дел ТСЖ). Таким образом, можно прийти к выводу: хоть правление и названо исполнительным органом, оно фактически лишь принимает решения (причем только в рамках регулярных заседаний), а выполняет их именно председатель, который наделен соответствующими полномочиями. Например, в Жилищном кодексе не предусмотрено право других членов правления давать указания работникам ТСЖ.
Кроме того, что председатель обеспечивает выполнение решений правления ТСЖ, у него есть и собственное полномочие - совершать сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием его членов (п. 2 ст. 149 ЖК РФ). Значит, основные решения принимаются на заседаниях правления, а между заседаниями именно председатель ТСЖ фактически осуществляет руководство товариществом в соответствии с курсом, принятым общим собранием его членов и правлением, несмотря на то что председатель ТСЖ не является самостоятельным исполнительным органом согласно ЖК РФ.
Из прочтения ЖК РФ вовсе не следует, что главная цель председателя правления - руководство коллегиальным выборным исполнительным органом (правлением) (подобное утверждение можно встретить у некоторых экспертов). Председатель созывает заседание правления (п. 5 ст. 147 ЖК РФ), но такое заседание будет легитимным, даже если председатель не будет присутствовать на нем (п. 6 ст. 147 ЖК РФ указывает на необходимость присутствия не менее чем 50% общего числа членов правления). Жилищный кодекс не наделяет председателя каким-либо более весомым голосом и т.д. На заседании правления он такой же его член, как и другие. А вот вне заседаний председатель, повторим, реализует принятые правлением решения.
Мы так подробно описали круг обязанностей правления и полномочий председателя правления ТСЖ, чтобы стало очевидно, что председатель (в описанных в ЖК РФ рамках) постоянно и непрерывно осуществляет деятельность по управлению ТСЖ <1>. Сделать аналогичный вывод в отношении других членов правления вряд ли возможно.
--------------------------------
<1> В ситуациях, когда ТСЖ заключило договор управления с УК либо наняло управляющего ТСЖ по трудовому или гражданско-правовому договору, выполнять решения правления председатель уже фактически не будет. Здесь нужно отдельно смотреть, можно ли отнести осуществляемую председателем деятельность к трудовой функции.

Отдельно следует сказать о вознаграждении членов правления. Определение вознаграждения членов правления ТСЖ, в том числе его председателя, отнесено к исключительной компетенции общего собрания членов ТСЖ (пп. 11 п. 2 ст. 145 ЖК РФ). Предполагается, что общее собрание может вообще не устанавливать вознаграждение членам правления, в этом случае считается, что они выполняют свои обязанности на общественных началах. Вознаграждение может устанавливаться как всем членам правления, так и только председателю, как в виде единовременной выплаты по итогам года (по итогам рассмотрения годового отчета), так и в виде ежемесячной выплаты.

К сведению. Если на общее собрание членов ТСЖ не выносился вопрос об установлении размера вознаграждения председателю правления ТСЖ, решение правления об утверждении размера оплаты труда председателя является незаконным. При этом правом на предъявление иска к председателю о взыскании выплаченной заработной платы обладает только само ТСЖ (см. Апелляционное определение Мурманского областного суда от 02.05.2012 по делу N 33-902).

О трудовых отношениях

На практике в подавляющем большинстве случаев между ТСЖ и председателем правления ТСЖ заключается трудовой договор. Следует признать, что такие действия имеют под собой основу. Так, согласно ст. 15 ТК РФ под трудовыми отношениями понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. В соответствии со ст. 17 ТК РФ трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции. Работу председателя правления ТСЖ следует отнести к работе по должности в соответствии со штатным расписанием, ведь обычно такую должность вводят в штатное расписание. А выше было описано, что подобная работа подразумевает постоянное, непрерывное выполнение определенных должностных обязанностей. Но говорить о трудовых отношениях можно только при условии установления вознаграждения председателю правления в виде заработной платы.
Заключать трудовой договор выгодно и ТСЖ, и председателю. Так, например, товарищество сможет воспользоваться положениями об ответственности руководителя организации за причиненный ТСЖ ущерб (см. ст. 277 ТК РФ, Апелляционное определение Астраханского областного суда от 23.05.2012 по делу N 33-1530/2012 <2>). В свою очередь председатель правления вправе рассчитывать не только на ежемесячную оплату труда, но и на социальные гарантии (обеспечиваемые отчислениями на обязательное страхование).
--------------------------------
<2> Председатель правления ТСЖ осуществлял деятельность на общественных началах, никакой договор с ним не заключался, устав ТСЖ не предусматривал мер ответственности председателя правления за причиненные ТСЖ убытки. В связи с этим суд отказал ТСЖ во взыскании ущерба с председателя.

Считаем неверным утверждение о том, что во всех случаях председатель правления ТСЖ не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, а ТСЖ не обязано обеспечивать ему необходимые условия труда. Наоборот, трудно представить себе гражданина, который только из альтруизма будет ежедневно, в течение всего рабочего дня, круглогодично (без регламентированных выходных дней и отпусков, больничных), полностью за свой счет (не требуя оборудованного оргтехникой, средствами связи и пр. рабочего места) обеспечивать выполнение решений правления, принимать текущие управленческие решения и, более того, нести ответственность за деятельность ТСЖ в целом.
Если вознаграждение членам правления (в том числе председателю) не выплачивается совсем (и в штатном расписании отсутствуют должности председателя и членов правления), считается, что такие лица работают на общественных началах, трудовые отношения с ними не возникают (трудовые договоры не заключаются, и не приходится говорить об обеспечении условий труда, нормировании рабочего времени). В этом случае неправильно считать, что трудовые отношения с председателем возникли на основании фактического допуска к работе (ст. 16 ТК РФ). Например, в Кассационном определении от 18.01.2012 по делу N 33-352/2012 Омский областной суд отклонил иск бывшего председателя правления ТСЖ о взыскании заработной платы исходя из МРОТ, установив, что трудовые отношения не возникли, поскольку вознаграждение председателю не устанавливалось, трудовой договор не был заключен, председатель действовал на общественных началах. В этом случае, полагаем, нет нарушения трудового законодательства: во-первых, одним из признаков трудовых отношений является возмездность, а общее собрание членов ТСЖ не обязано устанавливать вознаграждение председателю правления, во-вторых, закон знает безвозмездный труд (например, труд добровольцев в благотворительных организациях), но он регулируется уже гражданско-правовым законодательством.
По мнению автора, неправильно считать, что правоотношения членов правления (в том числе председателя) и ТСЖ имеют одну неизменную сущность независимо от наличия вознаграждения и объема выполняемых обязанностей. Наличие вознаграждения имеет существенное значение:
- если оно установлено в виде заработной платы (и должность введена в штатное расписание), налицо трудовые отношения, даже если трудовой договор не оформлен <3>;
- если его нет вовсе, имеют место безвозмездные правоотношения (можно рассуждать о характере этих правоотношений: основаны ли они на двустороннем договоре, возникают ли исключительно на основании устава ТСЖ и закона и пр.);
- если вознаграждение установлено единовременно (что исключает возможность заключения трудового договора), вероятно, следует признать наличие гражданско-правовых отношений между членами правления и ТСЖ (ТСЖ выплачивает вознаграждение, а члены правления выполняют определенные обязанности).
--------------------------------
<3> Апелляционное определение Костромского областного суда от 24.09.2012 по делу N 33-1435.

Дополнительно отметим, что закон не обязывает руководство ТСЖ заключать трудовой договор с председателем правления, такой договор может быть заключен по соглашению сторон.

О трактовках п. 3.1 ст. 147 ЖК РФ

Формулировка обозначенного пункта ставит под сомнение возможность заключения с председателем ТСЖ трудового договора, но не дает однозначного ответа на этот вопрос. Кроме того, если углубиться в ее изучение, можно прийти к выводу, что ТСЖ не вправе привлекать к работе управляющего (на основании трудового или гражданско-правового договора).
Первое предложение рассматриваемого пункта гласит, что членом правления не может быть:
- лицо, с которым ТСЖ заключило договор управления МКД (а такой договор в силу п. 2 ст. 162 ЖК РФ заключается с управляющей организацией, которая может быть юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем <4>);
- лицо, занимающее должность в органах управления организации, с которой товарищество заключило договор управления;
- член ревизионной комиссии (ревизор) товарищества.
--------------------------------
<4> Пункт 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75.

Эти ограничения понятны, поскольку исключают влияние на принятие членами правления тех или иных управленческих решений и обеспечивают независимость ревизионной комиссии.
Второе предложение п. 3.1 ст. 147 ЖК РФ более интересно. Во-первых, член правления не может совмещать свою деятельность в правлении с работой в ТСЖ по трудовому договору. Подчеркнем, законодатель говорит о деятельности в правлении, никак не конкретизируя ее сущность. Некоторые эксперты обращают внимание на то, что данная формулировка указывает на противопоставление деятельности в правлении и работы по трудовому договору, и делают вывод, что деятельность в правлении не может осуществляться на основании трудового договора. Иначе говоря, заключать с председателем (как и с любым членом) правления трудовой договор незаконно: для легитимного выполнения возложенных на членов (в том числе на председателя) правления обязанностей и получения вознаграждения достаточно положений ЖК РФ, устава ТСЖ и соответствующих решений общего собрания членов товарищества. Но при этом председателю предлагается самостоятельно в добровольном порядке уплачивать взносы в Пенсионный фонд. Еще один вариант узаконить вознаграждение председателя правления - заключить с ним договор на осуществление деятельности по надзору за состоянием и эксплуатацией жилищного фонда. Однако, по мнению автора, изложенному выше, трудовые отношения между ТСЖ и председателем правления возможны. И в этой ситуации изложенный выше запрет следует трактовать как невозможность одновременно быть членом правления (в том числе председателем по трудовому договору) и штатным работником ТСЖ (бухгалтером, электриком, сантехником и пр.). Причем нет смысла вдаваться в подробности, изучая вопрос о том, запрещено ли совмещение (выполнение другой работы в течение установленной продолжительности рабочего дня) или совместительство (осуществление другой работы в свободное от основной работы время), поскольку слово "совмещение" в ЖК РФ употреблено не в узкоспециальном (как в ТК РФ), а в общем смысле. Добавим, что даже если предположить верным противоположный подход, то весьма затруднительно представить себе какие-либо негативные последствия для председателя и ТСЖ, оформивших трудовой договор, если обе стороны (вторая сторона представлена общим собранием членов) заключили такой договор добровольно.
Во-вторых, член правления не может поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества. Иначе говоря, член правления должен исполнять свои обязанности лично. В общем случае это означает, что на заседаниях правления должны присутствовать и голосовать по вопросам повестки именно те лица, которые были избраны на общем собрании членов ТСЖ. Одновременно нельзя забывать, что председатель правления также является его членом. Учитывая этот факт, можно прийти к выводу, что председатель правления не может возлагать на иное лицо исполнение своих обязанностей: одна категория обязанностей у него та же самая, что и у других членов правления, а вот вторая категория завязана на обеспечении выполнения решений правления. Если же ТСЖ привлекает управляющего к работе по трудовому договору, фактически все полномочия по обеспечению выполнения решений правления и осуществлению деятельности по управлению общим имуществом передаются управляющему (он дает указания и распоряжения штатным работникам ТСЖ, на основании доверенности заключает сделки и т.д.). Между тем не думается, что законодатель имел намерение поставить вне закона деятельность в ТСЖ управляющих, в частности, по трудовым договорам. По мнению автора, при толковании п. 3.1 ст. 147 ЖК РФ нужно исходить из общего смысла нормы - обеспечить независимость членов правления и участие в принятии решений именно тех людей, которым было оказано доверие на общем собрании членов ТСЖ. А вот конкретные формы, в рамках которых будут реализованы эти принципы, следует оставить на откуп самим товариществам.

* * *

Председатель правления ТСЖ не назван в качестве исполнительного органа товарищества (таковым является правление). Он представляет собой одного из членов правления, который наделен дополнительными полномочиями в целях обеспечения выполнения решений правления. По мнению автора, жилищное законодательство не содержит запрета на заключение трудового договора между председателем правления и ТСЖ (при соблюдении определенных условий) именно по поводу исполнения обязанностей председателя правления. Тем более что это удобно и выгодно как председателю, так и самому товариществу. Главное - обеспечить независимость правления (нельзя быть одновременно членом правления и лицом, нанятым для управления МКД, либо штатным сотрудником ТСЖ) и личное участие членов правления в его заседаниях.

С.Н.Козырева
Эксперт журнала
"Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Подписано в печать
11.03.2013



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Отзывы о нашей работе
смотреть все